Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Специалисты утверждают, что нельзя в гневе шлёпать детей. А когда можно? Когда у вас праздничное настроение?
Розина Барр

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов
«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»


5 урок. Определения типа мышления.

    Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

    Народная мудрость

Если бы человек познавал мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий, которые возвысили его над миром животных. Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания – мышление.

… В глухой африканской деревне жителей проверили с помощью тестов, а потом попросили односельчан назвать самых умных. Мнения этих людей совпало с результатами тестирования: большинство людей хорошо представляют себе, что такое ум. В отличие от них психологи до сих пор не могут дать однозначного определения понятиям «мышление», «интеллект». Но зато им удалось выделить основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Это продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество.

Продуктивность – это количество новых идей, возникающих у человека, способность быстро переключаться с одной мысли на другую и использовать полученную информацию в различных контекстах.

  • Группа опытных и зрелых специалистов разрабатывала самолет вертикального взлета. Возникли трудности с теплообменом. Тогда решили пригласить консультантом специалиста со стороны, со свежим взглядом. Появился молодой специалист по холодильным установкам. Он стал знакомиться с проектом и... высказал более 300 соображений, как улучшить дело.

Оригинальность – это способность к генерации нестандартных идей, проявляющаяся в парадоксальных, неожиданных решениях, а также в выражении полученных результатов в неординарной форме.

  • Однажды у известного физика Роберта Вуда возникла проблема: засорилась длинная и узкая труба спектроскопа. Что же сделал Вуд? Он взял кошку, засунул ее в трубу и закрыл вход. Кошке пришлось ползти на свет далекого выхода, собирая своей шерстью весь мусор и паутину.

Любознательность – это интерес ко всему новому и способность удивляться. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам “Как?” и “Почему?”

  • А.Эйнштейну и У.Черчиллю было трудно учиться в школе потому, что преподавателей раздражала их манера вместо ответа на поставленный вопрос задавать неуместные вопросы: "А если бы этот треугольник был перевернутым?", "А если бы время не было временем?"

Мужество – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не бояться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Известный физик П.Л.Капица отмечал, что в науке не эрудиция является той основной чертой, главное - воображение и смелость.

  • В начале XX века между микробиологом Кохом и иммунологом Петтенкофером разгорелся спор. «Холера, - утверждал Кох, - вызывается холерным вибрионом». «Все дело в нарушениях иммунитета», - отвечал Петтенкофер. Чтобы доказать свою правоту, Петтенкофер выпил бульон с холерными вибрионами, услужливо приготовленный Кохом. И не заболел. Оказалось, что оба были правы: заболевание вызывается вибрионами, но только при нарушении иммунитета.

    Задание №1.
Запишите основные характеристики мышления талантливых людей.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет тебе определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет – «–».

On-line самодиагностика "Тип мышления" здесь.

Скачать бланк и текст опросника : opr_tip_mishlenia.zip

П-Д А-С С-Л Н-О К
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40

    1.    Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
    2.    Мне интересно составлять компьютерные программы.
    3.    Я люблю читать книги.
    4.    Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
    5.    Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
    6.    Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
    7.    Я люблю играть в шахматы.
    8.    Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
    9.    Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
    10.  Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
    11.  Мне нравится  все делать своими руками.
    12.  В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
    13.  Я придаю большое значение  сказанному слову.
    14.  Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
    15.  Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
    16.  При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
    17.  Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
    18.  Мне интересна  работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
    19.  Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
    20.  Мне больше нравится процесс деятельности, чем  сам результат.
    21.  Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
    22.  Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
    23.  Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
    24.  Знакомый запах   вызывает в моей памяти прошлые события.
    25.  Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
    26.  Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
    27.  Я понимаю красоту математических формул.
    28.  Мне легко говорить перед любой аудиторией.
    29.  Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
    30.  Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
    31.  Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
    32.  Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.
    33.  Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
    34.  Красота для меня важнее, чем польза.
    35.  Не люблю ходить одним и тем же путем.
    36.  Истинно только то, что можно потрогать руками.
    37.  Я легко запоминаю формулы,  символы, условные обозначения.
    38.  Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
    39.  Я легко могу представить в образах содержание рассказа или  фильма.
    40.  Я не могу  успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства. 
    

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень его развития (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4.Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Соотнеси свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен твой выбор? Если твои профессиональные планы не вполне соответствуют твоему типу мышления, подумай, что тебе легче изменить – планы или тип мышления?

По мнению американского исследователя Коэна, «мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно использует лишь ничтожную часть своей мощности». Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называет гениями, - не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление каждого и использовать огромный потенциал, отпущенный нам природой.

Мышление – трудная работа. Для ее выполнения требуется организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность. При массе в 2% от нашего тела мозг потребляет 15% всей вырабатываемой энергии. На успешность выполнения интеллектуальных задач влияет эмоциональное состояние, состояние здоровья, условия работы. Поэтому интеллектуальные тесты необходимо выполнять в спокойной обстановке и хорошем настроении.

Как развивать мышление

  • Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.

  • Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.

  • Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.

      Задание №3. Вопросы на понимание темы урока.

  1. Развитое абстрактно-символическое мышление необходимо
      а) танцору, б) дизайнеру, в) программисту, г) агроному.

  2. Ведущий тип мышления журналиста
      а) предметно-действенный, б) абстрактно-символический, в) словесно-логический, г) наглядно-образный.

  3. Креативность важнее всего в работе
      а) медсестры, б) официанта, в) ученого, г) строителя.

  4. Какой тип мышления является необходимым в работе архитектора
      а) предметно-действенный, б) абстрактно-символический, в) словесно-логический, г) наглядно-образный.

  5. Предметно-действенное мышление необходимо
      а) на производстве, б) в работе с людьми, в) в планово-экономической деятельности, г) в умственном труде.

6 урок. Внимание и память.


   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2022, Joe